Наконец-то
Никита Михалков
выставил свою картину
на показ благодарному
зрителю. Россияне
повалили в кинотеатры,
словно сегодня не 1999-й,
а добрые семидeсятые
(«Свой среди чужих,
чужой среди своих»
собрал, к примеру, 23.7
миллионов зрителей).
Но получилась одна
загвоздка –
кинематографический
опыт режиссера
смешался с новым, как
говорят американцы,
«experience’ом», а именно с
политикой. Это и
помешало «Сибирскому
цирюльнику» подняться
на одну ступеньку с
предыдущими лентами
Михалкова. Однако
поподробнее… Проект
фильма «сидел» у
самого русского из
русских режиссеров
лет 10, не меньше. Одна
из версий «почему не
снималась картина» -
не было средств. И вот
со временем Никита
Михалков вступает в
ряды черномырдинского
движения «Наш дом –
Россия», проходит в
думу вторым в
партийном списке,
получает от Госкино
нужные 10 миллионов,
находит еще каких-то
спонсоров и
благополучно
прекращает участие во
всех политических
акциях, полностью
окунаясь в работу.
Спустя
годы мы получаем
трехчасовую мелодраму
за 45 миллионов
долларов (в 5 раз
меньше, чем стоил
«Титаник»), где 70
процентов диалогов на
английском языке, с
которого для
отечественного
зрителя синхронно
переводит сам
любезный Никита
Сергеевич. Первые два
часа это просто
мелодрама в инт- и
экстерьере
нарисованной Москвы
(средства позволяли),
перенесенной на
пленку операторским
гением Павла Лебешева.
На третий час
всплывает талант
режиссера Михалкова,
где на первый план
становится грусть
русской души. Это
особенно получилось в
сравнении сибирских
лесов и американской
военной базы (до
Америки, правда, не
добрались – снимали в
Португалии).
О чем
же фильм? В Россию
конца 19-го века
приезжает американка
(ее играет англичанка
Джулия Ормонд) и тут же
знакомится с молодым
кадетом Андреем
Толстым (его играет
38-летний Олег
Меньшиков). Героиня
Ормонд ищет дружбу с
генералом, который
может помочь ее
«отцу»-изобретателю
(Ричард Харрис) с его
детищем – передвижной
пилорамой The Barber of Siberia.
Это чудо техники
способно ехать по
сибирским лесам и
стричь деревья, как
волосы – быстро и
экономично. У героини
Ормонд завязывается
роман с молодым
кадетом и… как это
часто бывает,
заканчивается все
очень плохо. Кадет
безумно влюблен в
американку, но она
боится и не верит в его
чувство, и ко всему
прочему в женихи
сексапильной Джейн
(забыл сказать ее имя)
метит нужный генерал
(Алексей Петренко)…
Спустя годы Джейн
вспоминает об этой
трагедии – вот
вкратце, собственно, и
все.
Михалков
откровенно
разочаровал.
Сложилось
впечатление, что фильм
создан для западного
зрителя (даже больше
для американского).
Откровенная подделка
под русскую
дореволюционную жизнь
в традиционном
западном понимании
(то, что называется
«клюква») у режиссера
получилась, но от
этого фильм только
проиграл. Выиграет же
он, когда
добропорядочные
американцы заплатят
свои деньги, и самый
дорогой русский фильм
окупится.
И еще.
Исполнение Михалковым
роли царя – факт,
который наводит на
мысль: не хочет ли
знаменитый режиссер
попытать счастье на
политическом поприще?
Роль величественного
царя на коне в Кремле
– одновременно и
откровенно рекламный
ход, чего бы там
Михалков в свое
оправдание не говорил.
Но
картину посмотрите
хотя бы потому, что
надо все-таки вернуть
нашему бедному
государству его
деньги.
Воловик
Максим / www.volovik.com /
|